Исследование
Январь 2018
Обучение финансовой грамоте

Где дети должны
учиться финансовой
грамотности?
Большинство родителей считает, что обучение управлению личными финансами должно происходить преимущественно в кругу семьи,
на школу надеется лишь четверть опрошенных.


Кто принимал участие в опросе
В опросе приняли участие 131 человек, две трети женщины и треть мужчин.
Средний возраст респондентов 36 лет, возрастной интервал от 25 до 53 лет.
77% родители (дети возраста от 0 до 30 лет, среднее количество детей 1 ребенок).
У всех есть высшее образование, более половины респондентов обладают высшим образованием в области экономики или финансов.
Личный опыт и мнение
о том, как это должно быть
Большинство респондентов (69%) считают, что обучение финансовой грамотности должно происходить в кругу семьи. За школу как основной источник знаний по личным финансам высказались 24% опрошенных, за институт – 6%, за обучение на собственном жизненном опыте – 2%. Такое распределение ответов не зависит от пола, возраста, образования, и личного опыта респондентов.


~
Результаты опроса подтверждают мнение, что большинство родителей-респондентов получали навыки управления личными финансами на собственном опыте (71%), еще 6% в институте при получении высшего финансового-экономического образования.

Традиция передачи знаний по распоряжению личными финансами между поколениями в кругу семьи была мало распространена – менее 20%. Это может объясняться непростыми экономическими временами конца 80 - х и 90 - х годах прошлого века, сменой экономической модели государства, серьезным изменением экономической среды, появлением новых элементов рыночной экономики, плохо знакомым для людей советского воспитания, и другими социально-экономическими факторами.

Тем не менее многие "здоровые" экономические привычки, широкораспространенные в Советском Союзе, как например, планирование бюджета расходов, регулярные целевые накопления и накопительные страховые программы для детей, исчезли вместе со страной и стерлись в памяти людей, уступив место росту потребительских расходов, буму кредитования и массовому увлечению рискованными инвестициями (пирамиды, форекс, криптовалюты и т.д.)
~
Новые тренды
в передаче
личного опыта
Судя по результатам опроса сейчас ситуация начинает меняться и многие родители, получив личный опыт в вопросах управления семейными финансами, пытаются передать детям знания и навыки, предостеречь от ошибок и поделиться полезными советами. Так 41% отвечает, что сейчас дети получают знания в области финансовой грамотности в кругу семьи. Еще 49% считает, что дети продолжают получать навыки на собственном жизненном опыте. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны образовательных учреждений на текущий момент ни школы, ни ВУЗы не являются источниками получения в области финансовых знаний.


Семья - как школа финансовой грамотности
Интересно, что большинство респондентов (69%) считает, что обучение финансовой грамотности должно происходить в кругу семьи. На школу надеются 24% участников опроса, на институты – еще 6%. Очевидно, что сейчас начинает зарождаться тренд на повышение значимости школы в области развития прикладных навыков. На волне дискуссий в обществе об изменении системы образовании в целом и модели школы в частности начинают меняться ожидания родителей от школы и продуктов школьного образования. Тем не менее судя по всему в ближайшее время именно семья становится основным источником получения знаний и передачи опыта по управлению личными финансами.
Оценка уровня
собственных
знаний
Мужчины в большинстве своем оценивают свой уровень финансовой грамотности достаточным (83%), почти все готовы самостоятельно обучать своих детей азам личных финансов.

Доля женщин, считающих свой уровень финансовой грамотности достаточно высоким - значимо ниже (55%), из них только 36% готовы самостоятельно участвовать в обучении детей, при этом более 30% опрошенных женщин назвали свой уровень финансовой грамотности недостаточным и признались в неготовности самостоятельно обучать детей.

При этом наблюдается зависимость этой пропорции от возраста: для более старших возрастов (36+) самооценка мужчин относительно собственной финансовой грамотности значимо превышает женскую. Чем моложе респонденты – тем пропорция больше выравнивается как за счет снижения уверенности у мужчин, так и за счет повышения уверенности у девушек. Однако, тренд на выравнивание полов на лицо. Как следствие те, кто оценивают свой уровень финансовой грамотности недостаточным, проявляют больше готовности к обучению управлением личными финансами, при этом женщины чаще рассматривают такое обучение для себя или вместе с детьми, мужчины же больше настроены предлагать такое обучение детям без собственного участия.


Приоритеты обучения финансовой грамотности
В качестве основных приоритетов обучения детей в области финансовой грамотности большинство выделяет постановку финансовых целей, ведение бюджета и контроль расходов.

При этом женщины в качестве основного приоритета выделяют именно определение финансовых целей. Знание конкретных финансовых продуктов и умение эффективно инвестировать не являются по мнению родителей первоочередными запросами для их детей.

Начинать обучение детей финансовой грамотности по мнению почти половины респондентов можно еще в дошкольном возрасте (55% женщин и 30% мужчин), но самый распространённый ответ – начало обучения с 1-го класса школы, очевидно связано с появлением первых карманных денег у большинства детей.

Мнение, что начинать обучение финансовой грамотности нужно в подростковом возрасте (11+) поддерживается лишь 16% респондентов, преимущественно мужчины. В этой категории по частоте упоминаний выделяется возраст 12 лет, видимо, важный рубеж взросления подростков и изменения отношения к деньгам по мнению родителей.
Павел Деньгин
Главный исследователь

pvdengin@gmail.com
Made on
Tilda